Как Юниаструм вырастил РЕПО
Октябрь 18th, 2008 by Ольга Качурина
Кто ни мечтал, наблюдая в прошлом году рост индексного фонда бразильских акций, обогатиться посредством ОФБУ Юниаструм Банка? Доходность в рублях за первые полгода фонд показал тогда 34, 94%. В моем случае преградой на пути к покупке пая стало нежелание сталкиваться с провинциальным уровнем обслуживания в кредитных организациях.
Воспоминания о 40 минутах, проведенныхв августе 2007 года в челябинском филиале Альфа-банка, что на Кировке, навсегда отбили охоту общаться со служащими региональных отделений. Две милые девушки не спеша обсуждали то ли подругу, то ли сослуживицу, свадебный кортеж которой аккурат добрался до их здания. Учиться в процессе работы приходится всем - уж такое у нас в стране высшее образование. Но эпохальное свадебное событие так сильно повлияло в тот день на концентрацию девчушек, что проблема клиента, желавшего завести деньги на биржу, никак не решалась.
Сегодня, глядя на результаты работы ОФБУ Юниаструм Банка, впору говорить спасибо судьбе, пославшей предупреждение в виде этих девиц. Считаем. С начала года в плюсе 9 фондов из общего количества фондов, коих на странице Сообщение о стоимости паев (имеется в виду сайт кредитной организации) насчитывается 78. Если рассматривать период с начала работы, то в плюсе 16 фондов. 12 фондов потеряли с начала работы более 90 % от стоимости пая.
Что при этом руководство говорит в СМИ? Оказывается, что виноват во всем умерший рынок облигаций. “… Из 70 фондов серьезное падение произошло у 20-25%. Остальные фонды, которые были ориентированы на другие инструменты и не были завязаны с облигациями, сохранили свои позиции. Если колебания есть, то они не слишком большие.”
Действительно, если рассматривать как серьезное падение результат с начала работы - 90%, то упали в цене “всего” 15-16 % фондов. А если отнести к серьезно упавшим фонды, подешевевшие на более чем 50 %, то число таких среди ОФБУ Юниаструм Банка составляет 30, или 38 % от общего числа. Вопрос классификации.
Объясняя падение, руководство говорит: “Наши ОФБУ вкладывались в достаточно консервативные инструменты, в соответствии с институционной декларацией, и основной удельный вес занимали корпоративные облигации, достаточно защищенные, в достаточно нормальных условиях. Это как раз консервативный инструмент фондового рынка, который по всем классическим понятиям предусматривал гораздо меньшую подверженность всем рискам по сравнению с акциями.” Когда на рынке произошло то, что произошло, облигации, включая облигации АИЖК и крупнейших банков стали неликвидными. На падении рынка вкладчики начинают выходить из фондов. Чтобы удовлетворить их требования и высвободить деньги, управляющим приходиться РЕПОваться, то есть закладывать ценные бумаги. Это единственный путь получить наличность, так как продать имеющиеся облигации управляющий не может - на умершем рынке облигаций продать их просто некому. Ситуация с РЕПО усугубляется по мере того, как растет количество пайщиков-беглецов. И выросло РЕПО на кладбище рынка облигаций большое-пребольшое.
В противоречие со всей этой правдоподобной историей вступает только одна мысль: как ОФБУ Юниаструма, которые “вкладывались в достаточно консервативные инструменты, в соответствии с институционной декларацией, и основной удельный вес занимали корпоративные облигации”, могли показывать такой рост, как в прошлом году? Не тот стабильный и сопоставимый с депозитной доходностью рост, который обычно показывают фонды с серьезным удельным весом корпоративных облигаций, а тот, что вызывает мечтания разбогатеть посредством вложений в паи лидеров рейтингов?!